Бизнес-консультант и государственный советник Даниэль Крутцинна рассказал о своем 12-летнем опыте работы в Беларуси. Как активный участник Диалога с 2002 по 2006 год, он дал интервью об экономической модели Беларуси члену нашего консультативного совета Андрею Гуркову, журналисту Deutsche Welle.
Беларусь - в отличие от России - твердо придерживалась социалистических принципов после распада Советского Союза. Как место развития высоких технологий в Советском Союзе, Беларусь в 1990-х годах модернизировала свои государственные предприятия. В 1994 году Лукашенко был избран подавляющим большинством голосов под лозунгом "Мы сохраним хорошие структуры Советского Союза".
В 2000-е годы в стране наблюдался поразительный экономический рост на 6-8 процентов в год. Рецептом успеха стали низкие цены на нефть и газ при импорте из России - при относительной политической независимости - и экспорте переработанного сырья в Европу. Кроме того, часть инвестиций пришла из Европы, технологическое оборудование импортировалось с Запада, а готовое оборудование и аналогичная продукция экспортировалась в Россию. Наряду со стабильными государственными предприятиями были созданы инновационные, успешные частные предприятия.
В конце 2000-х годов Россия заняла позицию, что если Беларусь хочет быть независимым государством, то она должна платить мировые рыночные цены на сырье. Это, в дополнение к сложным регулярным переговорам между Россией и Беларусью, привело к переориентации внешней политики Беларуси на многовекторную политику. В 2010-е годы, несмотря на некоторые реформы, экономический рост сохранился на уровне 1,5-2%. По сей день экономика стремится к диверсификации и модернизируется, частично за счет крупных китайских инвестиций в рамках проекта "Шелковый путь".
Германия как партнер не играет большой роли в белорусской экономике. Там более активно задействованы сравнительно небольшие страны, такие как Австрия или Швейцария.
В интенсивной сессии вопросов и ответов Даниэль Крутцинна ответил на многие вопросы участников. Например, Беларусь была особо отмечена в качестве места развития науки и информационных технологий. Обсуждались вопросы, связанные с программами развития стартапов, текущей приватизацией государственных предприятий, валютными рисками, защитой инвестиций и верховенством права для иностранных компаний. Конечно, обсуждались также последствия коронакризиса. Поскольку Лукашенко не принял никаких мер по защите населения, экономика пережила сравнительно небольшой спад, но он ожидается в 2021 году. С другой стороны, смертность намного выше, чем в других странах.
Даниэль Крутцинна ответил на вопрос, не является ли плохой экономической ситуацией, по аналогии с Украиной, причиной протестов в негативном ключе. Он считает, что требования о проведении свободных выборов и чрезмерное насилие являются причинами протестов. Экономическое положение Беларуси было хорошим, а доход на душу населения был значительно выше, чем, например, в Украине. Несмотря на то, что в последние годы некоторые возможности для модернизации были упущены, государственный капитализм часто успешно пытался стать более эффективным.
Comentarios